Цитаты Карла Маркса

Цитаты Карла Маркса

Быть чувственным значит быть страдающим.

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

Религия — опиум народа.

Мораль — это бессилие в действии. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.

Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

Время — это простор для развития способностей.

Смерть — великий миротворец.

Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.

Свободное время — пространство для развития личности.

Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.

Революции — локомотивы истории.

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя.

Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.

Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.

Никогда ещё невежество никому не помогло.

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.

Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами.

Капитал национальности не имеет.

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку.

Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.

Стать влиятельным человеком непросто – найди стимулы, которые будут двигать стремления людей вперед.

Карл Маркс

Законы в основе своей сформированы на беспринципности и безнравственности, что отражает сущность государственности, символизируя возглас дьявола.

Любовь родителей наиболее бескорыстна.

Настоящее не означает конкретизированную черту между минувшим и будущим. Идея в осуществлении на яву мыслей прошлого.

Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком.

Мы должны открыто предостеречь от такого рода лицемерных друзей, которые, правда, заявляют о своем согласии с принципами, но сомневаются в их осуществимости, потому что мир-де еще не созрел для них.

Религия подобна вздоху угнетенного существа, сути безчеловечного мира, она – дух бездушных устоев. Это народный опиум.

Я не сожалею об этом. Наоборот. Если бы мне нужно было снова начать свой жизненный путь, я сделал бы то же самое.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

Присвоение богатства обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

Я знаю только одно: что я не марксист.

В действительности истинная общественно-воспитательная роль государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.

Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!

Моральную силу невозможно создать параграфами закона.

Духовные потенции производства расширяют свой масштаб на одной стороне потому, что на многих других сторонах они исчезают совершенно.

Карл Маркс. Капитал

Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами.

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.

На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность.

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.

Революция – двигатель истории.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

При всякой спекуляции с акциями каждый знает, что гроза когда-нибудь да грянет, но каждый надеется, что она разразится над головой его ближнего уже после того, как ему самому удастся собрать золотой дождь и укрыть его в безопасном месте.

Карл Маркс. Капитал

К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде.

Где равенство, там нет выгоды.

Карл Маркс. Капитал

Весьма удобно было бы вершить историю мира, если бы борьба была предпринята при условии безоговорочно благоприятных шансов.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.

Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни.

Потребление рабочей силы — это сам труд.

Карл Маркс. Капитал

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться, хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.

Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

Если создавать будущие перемены не наше дело, то мы должны знать, что это лишь утверждает нас в совершенствовании настоящего.

Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим

Человек живет природой.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.

Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях.

Если обстоятельства, в которых живет индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных, то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития. Никакая моральная проповедь тут не поможет.

Сохранять скромность перед лицом нескромности – вот самая весомая нескромность духа.

Государство воспитывает своих членов тем путем, что делает их членами государства, что оно превращает частные цели во всеобщие, грубый инстинкт — в нравственные склонности, природную независимость — в духовную свободу.

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то Боге, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.

Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

 

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

Страдание, понимаемое в человеческом смысле, есть самопотребление человека.

Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Никто не станет бороться против свободы собственной, человек способен начать борьбу лишь против свободы других.

Истина так же мало скромна, как свет.

Коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собственности человека, означает становление практического гуманизма.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина.

Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.

Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.

Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

Никуда не годится народное воспитание через посредство государства. Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.

Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным.

Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.(Если ты любишь, не вызывая взаимности, т. е. если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.)

Все действительно сильные натуры, раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы.

Если законы не способны утвердить нравственность, то провозглашать безнравственность обладает еще меньшим правом.

Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек.

Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

Роскошь представляет собой противоположность по отношению к природной необходимости.

В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием.

Для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Всякая нация может и должна учиться у других.

Жизнь не вечна и пусть она умирает, но смерти нельзя давать жить.

Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять общество, как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного является проявлением и утверждением общественной жизни.

Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.

Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов.

Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить частного человека в угоду всеобщему, жертвующему собой человеку.

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

Стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых жизненных средств среднего рабочего.

Карл Маркс. Капитал

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.

Какое счастье — дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко.

Существенная форма духа — это радостность, свет.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой.

Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

Смерть героев подобна закату солнца.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.

Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.

Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.

Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.

Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть в высокой степени культурным человеком.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

Способность к труду ещё не означает труд.

Карл Маркс. Капитал

Неужели требование свободы характера на чужой лад не есть его прямым уничтожением?

Говорить об естественной справедливости — бессмыслица.

Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи.

жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.

Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.

Машина, которая не служит в процессе труда, бесполезна.

Карл Маркс. Капитал

Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.

Карл Маркс. Капитал

В мануфактуре и ремесле рабочий заставляет орудие служить себе, на фабрике он служит машине.

Карл Маркс. Капитал

 

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Товар, который функционирует в качестве меры стоимости, а поэтому также, непосредственно или через своих заместителей, и в качестве средства обращения, есть деньги.

Карл Маркс. Капитал

Но теперь капитал покупает несовершеннолетних или малолетних.

Карл Маркс. Капитал

Раньше рабочий продавал свою собственную рабочую силу, которой он располагал как формально свободная личность. Теперь он продаёт жену и детей. Он становится работорговцем.

Карл Маркс. Капитал

Стоимость рабочей силы определяется рабочим временем, необходимым для существования не только отдельного взрослого рабочего, но и рабочей семьи.

Карл Маркс. Капитал

Борьба между капиталистом и наёмным рабочим начинается с самого возникновения капиталистического отношения.

Карл Маркс. Капитал

Средство труда, выступив как машина, тотчас же становится конкурентом самого рабочего.

Карл Маркс. Капитал

Ставший неспособным делать что-либо самостоятельное, мануфактурный рабочий развивает производительную деятельность уже только как принадлежность мастерской капиталиста.

Карл Маркс. Капитал

Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста в ней сосредоточиваются вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть.

Капитал справлял свои оргии.

Карл Маркс. Капитал

Его душа — душа капитала.

Карл Маркс. Капитал

Товарное обращение есть исходный пункт капитала.

Карл Маркс. Капитал

Кто говорит о способности к труду, тот не отвлекается от жизненных средств, необходимых для её поддержания.

Карл Маркс. Капитал

Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе.

Итак, стоимость рабочей силы сводится к стоимости определённой суммы жизненных средств.

Карл Маркс. Капитал

Чтобы снять груз ответственности со своей совести, отчаявшийся в своем спасении личностные слабости выставляет слабостями человечества.

Переворот в способе производства, совершившийся в одной сфере промышленности, обусловливает переворот в других сферах.

Карл Маркс. Капитал

Деньги как деньги и деньги как капитал сначала отличаются друг от друга лишь неодинаковой формой обращения.

Карл Маркс. Капитал

Если способность к труду не может быть продана, рабочему от неё нет никакой пользы.

Карл Маркс. Капитал

Современная промышленность никогда не рассматривает и не трактует существующую форму производственного процесса как окончательную.

Карл Маркс. Капитал

Если машина является наиболее могущественным средством увеличения производительности труда, т. е. сокращения рабочего времени, необходимого для производства товаров, то как носительница капитала она становится, прежде всего, в непосредственно захваченных его отраслях промышленности, наиболее могущественным средством удлинения рабочего дня дальше всех естественных пределов.

Карл Маркс. Капитал

Стыд — это уже своего рода революция.

Если рассматривать машины исключительно как средство удешевления продукта, то граница их применения определяется тем, что труд, которого стоит их производство, должен быть меньше того труда, который замещается их применением.

Карл Маркс. Капитал

Машины — средство производства прибавочной стоимости.

Карл Маркс. Капитал

Невежество есть мать промышленности, как и суеверий. Сила размышления и воображения подвержена ошибкам; но привычка двигать рукой или ногой не зависит ни от того, ни от другого. Поэтому мануфактуры лучше всего процветают там, где наиболее подавлена духовная жизнь, так что мастерская может рассматриваться как машина, части которой составляют люди.

Карл Маркс. Капитал

Совесть привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.