Цитаты Иммануила Канта

Цитаты Иммануила Канта

Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены.

Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой — отражающиеся в ней звёзды.

Прекрасное – это символ морального добра.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Имей мужество пользоваться СВОИМ умом.

Относись к человеку всегда как к цели и никогда — как к средству.

Мужчина ревнует, когда любит; женщина — даже когда не любит, потому что поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность.

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.

В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность.

Счастье есть идеал не разума, а воображения.

Злой человек не может быть счастливым, ибо оставаясь наедине с собой, он остается наедине со злодеем.

Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию.


Человек редко думает при свете о темноте, в счастье — о беде, в довольстве — о страданиях и, наоборот, всегда думает в темноте о свете, в беде — о счастье, в нищете — о достатке.

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

Война дурна тем, что создает больше злых людей, чем их забирает.

Прекрасно то, что нравится независимо от смысла.

Упрямство имеет только форму характера, но не его содержание.

Иммануил Кант

Чем больше привычек, тем меньше свободы.

Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли затем жаловаться, что его раздавили?

Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Женщины даже мужской пол делают более утончённым.

Чтобы сделать разумный выбор, надо прежде всего знать, без чего можно обойтись.

Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека.

Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою.

С того самого дня, когда человек впервые произносит «я», он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперёд.

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь.

В каждой естественной науке заключено столько истины, сколько в ней есть математики.

Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.(Талант — это дар делать то, чему нельзя ни научить, ни научиться.)

Характер куется годами, выстраивается принципами – судьба движется по ним, как по вехам.

Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, т. е. чувствует развитие своих природных задатков. Но ему также присуще сильное стремление уединяться.

Цветы — это свободная красота в природе.

Прекрасное — это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.

Быть опровергнутым — этого опасаться нечего; опасаться следует другого — быть непонятым.

Кто отказался от излишеств, тот избавился от лишений.

Только постоянное изменяется; изменчивое подвергается не изменению, а только смене.

Хитрость — образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который внешне походит.

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.

Поступайте так, чтобы любой ваш поступок мог быть возведён во всеобщее правило.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно, лучшего состояния рода человеческого.

Долг — это уважение к праву другого.

Иногда мы стыдимся друзей, которые к тому же нас обвиняют в измене, некомпетентности или неблагодарности.

Честолюбие стало лакмусовым индикатором выдержки и благоразумия.

Человек ненасытен – он никогда не удовлетворится тем, что имеет. Ему постоянно мало – в этом и доблесть, и слабина.

Не будь червем и тебя никто не раздавит. Стань человеком.

Всем людям свойственно нравственное чувство, категорический императив. Поскольку это чувство не всегда побуждает человека к поступкам, приносящим ему земную пользу, следовательно, должно существовать некоторое основание, некоторая мотивация нравственного поведения, лежащие вне этого мира. Всё это с необходимостью требует существования бессмертия, высшего суда и Бога.

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание.

Все, что зовется благопристойностью, не более как красивая внешность.

Нравственность должна лежать в характере.

Большое честолюбие издавна превращало благоразумных в безумцев.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё.

Невозможность видеть отделяет человека от мира вещей. Невозможность слышать отделяет человека от мира людей.

Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности.

Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения,- это, в здоровом состоянии, отдых после работы.

Женщины даже мужской пол делают более утонченным.

Время есть не что иное, как форма внутреннего чувства, т.е. созерцания нас самих и нашего внутреннего состояния. В самом деле, время не может быть определением внешних явлений: оно не принадлежит ни к внешнему виду, ни к положению и т.п.; напротив, оно определяет отношение представлений в нашем внутреннем состоянии.

Если бы мы могли понять, как думает человек, тот его способ мышления, который проявляется посредством действий как внутренних, так и внешних, если бы мы могли проникнуть в его способ мышления настолько глубоко, чтобы понять его механизмы, все его движущие силы, даже самые незначительные, а также, если бы мы могли понять, какие внешние причины действуют на эти механизмы, мы могли бы вычислить будущее поведение этого человека с точностью эллипса Луны или Солнца, не переставая повторять, что человек свободен.

Человечность — это способность участвовать в судьбе других людей.

Человеку свойственно по природе своей соблюдать умеренность не только из-за заботы о своем здоровье в будущем, но также из-за хорошего самочувствия настоящем.

Ум человеческий создан так, что он может себе представить целесообразность, лишь как действие разумной воли.

Действуй по той идее, по которой все правила, в силу присущих им собственных законов, должны согласоваться в единое царство идей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы.

Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси и отвращения, — это, в здоровом состоянии, отдых после работы.

Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями.

Дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен образоваться мир.

Высшее благо есть единство добродетели и благополучия. Разум требует, чтобы это благо осуществлялось.

Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

Иммануил Кант

Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все.

Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя — как на жертвы раздражения того, кто наказывает.

Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие — дело рассудка, которое оживляется чувством.

Долг! Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины — сказать, что она безобразна.

Кто боязливо заботится о том, как бы не потерять жизнь, никогда не будет радоваться ей.

Так приблизительно мог бы воззвать Творец к человеку: «Я наделил тебя склонностью к добру. Твое дело развить ее. И, таким образом, твое собственное счастье и несчастье зависит от тебя самого».

Хитрость – образ мыслей очень ограниченньх людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит.

Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности.

Страдание – это стимул для нашей деятельности, и, прежде всего, в нем мы чувствуем нашу жизнь; без него наступило бы состояние безжизненности. Кого же, наконец, не может побудить к деятельности никакое положительное страдание, на того негативное страдание, т. е. скука как отсутствие ощущений, которое человек, привыкший к их смене, замечает в себе, стремясь чем–нибудь занять свой жизненный импульс, часто оказывает такое действие, что он чувствует себя побужденным лучше сделать что–нибудь себе во вред, чем ничего не делать.

Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Дух торговли, который рано или поздно овладевает каждым народом, — вот что несовместимо с войной.

Можно было бы поставить вопрос: общественное ли он (человек) от природы животное или одинокое и избегающее соседства? Последнее предположение кажется наиболее вероятным.

Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда.

Детей, особенно девочек, нужно в раннем возрасте приучать к непринужденному смеху, ибо веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире и вырабатывает расположение к веселости, приветливости и благосклонности ко всем.

Глубокое одиночество возвышенно, но оно чем-то устрашает.

Идея времени не возникает из чувств, а предполагается ими. В самом деле, только посредством идеи времени можно представить себе, бывает ли то, что действует на чувства, одновременным или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а только указывает на него. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время, так же как существовать совместно – значит существовать в одно и то же время.

Мочеиспускание — единственное из удовольствий, после которого не мучают угрызения совести.

Один и тот же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит целый ряд изменений.

Во всех объектах – и внешних и внутренних – только с помощью отношения времени ум может решить, что прежде, что после, т.е. что есть причина и что есть действие.

Для мужчины нет ничего более обидного, чем обозвать его глупцом, для женщины – сказать, что она безобразна.

Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей.

Из всех сил, подчиненных государственной власти, сила денег, пожалуй, самая надежная, и потому государства будут вынуждены (конечно, не по моральным побуждениям) содействовать благородному миру.

Время не есть что-то объективное и реальное, оно не субстанция, не акциденция, не отношение, а субъективное условие, по природе человеческого ума необходимое для координации между собой всего чувственно воспринимаемого по определенному закону и чистого созерцания.

Люди бежали бы друг от друга, если бы всегда видели друг друга совершенно открыто.
(Люди бы бежали друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности.)

Иммануил Кант

Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины.

Иммануил Кант

Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.

Не принимай благодеяний, без которых ты можешь обойтись.

Иммануил Кант

Кто не умеет сдерживать своей фантазии — тот фантазёр; у кого необузданная фантазия соединяется с идеями добра — тот энтузиаст; у кого беспорядочная фантазия — тот мечтатель.

Иммануил Кант

Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья.

Иммануил Кант

Мыслить — значит говорить с самим собой, слышать себя самого.

Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание.

Иммануил Кант

Некоторые книги были бы гораздо более ясными, если бы их не старались делать столь ясными.

Принципы… представляют собой не только умозрительное правило, но и осознанное чувство.

Иммануил Кант

Умение ставить разумные вопросы — признак ума и проницательности.

Характер куется годами, выстраивается принципами – судьба движется по ним, как по вехам.

Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность

В диспутах спокойное состояние духа, соединенное с благожелательностью, является признаком наличия известной силы, вследствие которой рассудок уверен в своей победе.

В нашей природе заложено тяготение к заведомо пустым желаниям.

Прекрасное – это нечто такое, что принадлежит исключительно вкусу.

Умение ставить разумные вопросы уже есть важный и необходимый признак ума и проницательности.

То, чему мы стремимся оказать сопротивление, есть зло, и, если мы находим наши силы недостаточными для этого, оно предмет страха.

Тот, кто первым назвал женщин прекрасным полом, хотел, быть может, сказать этим нечто лестное для них, но на самом деле выразил нечто большее.

Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда.

С того самого дня, когда человек впервые произносит “я”, он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.

Принцип искусства воспитания гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого!

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне.