Цитаты Аристотеля

Цитаты Аристотеля

Скажи мне так, чтоб я тебя увидел.

И в каком-то отношении вещи подвергаются воздействию со стороны времени – как мы имеем обыкновение говорить: “точит время”, “все стареет от времени”, “все со временем забывается”, но не говорим: “научился от времени” или “сделался от времени молодым и красивым”, ибо время само по себе скорее причина уничтожения: оно есть число движения. Движение же лишает существующее того, что ему присуще.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведём, чтобы жить в мире.(Работаем, чтобы иметь свободное время, и воюем, чтобы жить мирно.)

Не было ещё ни одного великого ума без примеси безумства.(Выдающаяся душа не чужда безумия.)

Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства.

У кого есть друзья, у того нет друга.

Любовь — это теорема, которую необходимо каждый день доказывать.

Кто спрашивает, почему нам приятно водиться с красивыми людьми, тот слеп.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Друг всем — ничей друг.

Платон мне друг, но истина дороже.

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Не способный к раскаянию неисцелим.

На вопрос, как ученикам преуспеть, он ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади». Воспитание называл он лучшим припасом к старости.

Кто двигается вперёд в знании, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд.

Тирания любит злых именно потому, что любит лесть, а свободный человек не может унижаться. Честный человек умеет любить, но он не льстит. Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума и физическое воспитание должно предшествовать воспитанию умственному.

Аристотель. Политика

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Любить – значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Назначение человека — в разумной деятельности.

Одни копят, словно должны жить вечно, другие тратят, словно тотчас умрут.(Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.)

Быть в некоторой зависимости от других и не иметь возможности делать все, что тебе заблагорассудится, – дело полезное: ведь предоставление каждому возможности поступать по его желанию не может оберегать против того дурного, что заложено в каждом человеке.

Аристотель. Политика

Самому любить лучше, чем быть любимым: любить – это некое действие, доставляющее наслаждение, и благо, а быть любимым не вызывает в предмете любви никакой деятельности. Тем не менее, люди из честолюбия предпочитают быть любимцами, а не сами любить, поскольку быть любимцем связано с каким-то превосходством.

Серьезное разрушается смехом, смех – серьезным.

Остроумен тот, кто шутит со вкусом.

Жизнь требует движения.

Счастье человека состоит в беспрепятственном приложении его преобладающей способности.

На что ты рассчитываешь, то и обретёшь.

Для кого даже честь — пустяк, для того и всё прочее ничтожно…

Остроумие есть отшлифованное высокомерие.

Мудрец не стремится к удовольствию, он стремится к отсутствию страданий.(Разумный человек гонится за тем, что избавляет его от страданий, а не за тем, что приятно.)

Как преуспеть ученикам? – Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому.

Город – единство непохожих.

Мышление — верх блаженства и радость жизни, доблестнейшее занятие человека.

От красноречивого оратора так же глупо требовать научных подтверждений словам, как гениального математика просить излагать теоремы эмоционально.

Аристотель

Мы смертны. Живем недолго. Крохи по сравнению с миром. Но не должны чувствовать себя тленными, ненужными. Задача каждого человека – максимально приблизиться к бессмертию.

Из справедливости выходят все добродетели.

В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное.

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечной цели всякого рода деятельности и 2) отыскания соответственных, средств, ведущих к конечной цели.

Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Хорошо рассуждать о добродетели – не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях – не значит еще быть справедливым на деле.

Свойство тирана — отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Познание начинается с удивления.

Шутить надо для того, чтобы совершать серьезные дела.

Благодарность быстро стареет.

Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время.

Наслаждаться общением – главный признак дружбы.

Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой.

Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке.

Те, кто губит состоятельных людей или народную массу слишком решительными законами, в сущности, разрушает государственный строй.

Добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средство для ее достижения.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более.

Чтобы разбудить совесть негодяя, надо дать ему пощечину.

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз больше.

Среди неизвестного в окружающей нас природе самым неизвестным является время, ибо никто не знает, что такое время и как им управлять.

Опьянение — добровольное сумасшествие.

Разумный гонится за тем, что избавит от страданий, а не за тем, что приятно.

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.

Работаем, чтобы иметь свободное время, и воюем, чтобы жить мирно.

Благодарность стареет быстро.

Больше должны ценить тех, кто растят и хорошо воспитывают детей, чем тех, кто их рожает.

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие – добрую жизнь.

Человек, достигший полного совершенства, выше всех животных; но зато он ниже всех, если он живет без законов и без справедливости. Действительно, нет ничего чудовищнее вооруженной несправедливости.

Никто лучше мужественного не перенесет страшное.

Шутка есть ослабление напряжения, поскольку она отдых.

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Мы вместе ощущаем и движение, и время; и если даже темно и мы не испытываем никакого воздействия на тело, а какое-то движение происходит в душе, нам сразу же кажется, что вместе с тем протекло и какое-то время. И наоборот, когда нам кажется, что прошло какое-то время, вместе с тем, предполагается, что произошло какое-то движение.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастья, пособница вреда и бесчестя.

Честь – это награда, присуждаемая за добродетель.

Из привычки так или иначе сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Платон – друг, но истина дороже.

Деяние есть живое единство теории и практики.

Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа.

Привычка находить во всем только смешную сторону – самый верный признак мелкой души, ибо смешное лежит на поверхности.

Два года человек учится говорить, а потом всю оставшуюся жизнь – молчать.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится невыгодным.

Воспитание нуждается в трех вещах:в даровании, науке, упражнении.

Друг – это одна душа, живущая в двух телах.

Умный многому сумеет научиться у врага.

Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье прибежище.

Невежда удивляется, что вещи таковы, каковы они суть, и такое удивление есть начало знания; мудрец, наоборот, удивился бы, если бы вещи были иными, а не таковыми, какими он их знает.

Свойство тирана – отталкивать всех, сердце которых гордо и свободно.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое-нибудь знание.

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Начало есть более чем половина всего.

Человек – это то, что он постоянно делает.

Счастье, по-видимому, заключается в досуге.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума.

Искусство завершает то, что не в состоянии завершить природа. Художник даёт нам возможность познать неосуществленные цели природы.

Всего приятнее для нас те слова, которые дают нам какое нибудь знание.

Это долг – ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого.

Наша суть отражается в наших действиях. Отсюда совершенство есть не действие, а привычка.(Мы являемся тем, чем мы занимаемся постоянно. Непревзойдённое мастерство таким образом – это не действие, а привычка.)

Количество – это то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто.

Из двух зол выбирай меньшее.

То, что время или совсем не существует, или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным существованию.

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь истинных.

Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо.

Комедия имеет намерение отображать людей худших, а трагедия – лучших, чем существующие.

О, друзья мои! Нет на свете друзей!

Женщины, предающиеся пьянству, рожают детей, похожих в этом отношении на своих матерей.

Все льстецы — прихвостни.

Для кого даже честь – пустяк, для того и все прочее ничтожно.

Все знают, что смерть неизбежна, но так как она не близка, то никто о ней не думает.

Человек по своей природе есть существо общественное.

Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Мужество — добродетель, в силу которой люди в трудностях совершают прекрасные дела.

Дружба довольствуется возможным, не требуя должного.

Хвалить людей в лицо – признак лести.

Каждый может разозлиться – это легко; но разозлиться на того, кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно – это дано не каждому.

Ясность – главное достоинство речи.

Везение – это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков.

Аристотель. Политика

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляет кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно.

Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.

Более подходит нравственно хорошему человеку выказать свою честность.

Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество.

Рассудительный стремится к отсутствию страданий, а не к наслаждению.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом — одно и то же.

Пословица – сохранившийся обломок древней философии.

Большая часть тиранов вышла, собственно говоря, из демагогов, которые приобрели доверие народа тем, что клеветали на знатных.

Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляют их туда, куда нужно и полезно.

Люди честолюбивые более завистливы, чем люди без честолюбия.

Мудрость – это самая точная из наук.

Излишество в удовольствиях – это распущенность, и она заслуживает осуждения.

Нравственная добродетель сказывается в удовольствиях и страданиях:ибо если дурно мы поступаем ради удовольствия, то и от прекрасных поступков уклоняемся из-за страданий.

Красота – это подарок бога.

Каждый человек должен преимущественно браться за то, что для него возможно и что для него пристойно.

Совершенно очевидно, что из числа полезных (в житейском обиходе) предметов следует изучать те, которые действительно необходимы, но не все без исключения.

Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли.

Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине.

Желающий добиться успеха должен задавать правильные предварительные вопросы.

Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра.

Многое может случиться меж чашей вина и устами.

Надежда – это сон наяву.

Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению.

Высшей истинностью обладает то, что является причиной следствий, в свою очередь, истинных.

Раб предпочитает раба, господин – господина.

Мужественным называется тот, кто безбоязненно идет навстречу прекрасной смерти.

Назначение человека – в разумной деятельности.

Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь.

Злонравие есть понимание всего в другую сторону.

Гнев есть зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, пособница вреда и бесчестия.

Воспитание – лучший припас к старости.

Когда гнев или какой-либо иной подобного рода аффект овладевает индивидом, решение последнего неминуемо становится негодным.

Образование есть украшение в счастье и убежище в несчастье.

Хорошо рассуждать о добродетели — не значит еще быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях — не значит еще быть справедливым на деле.

“Теперь” – каждый раз иное, оно непрерывно возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка. А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это наблюдаем.

Воспитание – в счастье украшение, а в несчастье – прибежище.

Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела.

В большом теле заключена красота, а маленькие могут быть изящными и пропорционально сложенными, но не прекрасными.

Дружба не только неоценима, но и прекрасна; мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом – одно и то же.

Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг и войну ведем, чтобы жить в мире.

Во времени имеется нечто неделимое, что мы называем “теперь”. Во времени ничего нельзя ухватить, помимо “теперь”. “Теперь” есть непрерывная связь времени, оно связывает прошедшее время с будущим и вообще является границей времени, будучи началом одного и концом другого. Так как “теперь” есть конец прошедшего и начало будущего, то время всегда начинается и кончается. И оно никогда не прекратится, потому что всегда начинается.

Преступление нуждается лишь в предлоге.

Хороша книга, если автор в ней высказывает только то, что следует, и так, как следует.

Относительно избрания должностных лиц нужно заметить, что, когда выборы происходят из намеченных заранее кандидатов, создается опасное положение: если известное число лиц, даже и небольшое, захотят войти между собой в соглашение, то выборы всегда будут совершаться так, как они того пожелают.

Страдательные состояния души неотделимы от природной материи живых существ. Страдательные состояния существуют вместе с телом.

Тот, кто обозревает немногое, легко выносит суждение.

Мужество обнаруживается в страхах и дерзаниях, соразмерных человеку.

Тот, кто находит удовольствие в уединении, либо дикий зверь, либо Бог.

Более слабые всегда стремятся к равенству и справедливости, а сильные нисколько об этом не заботятся.

Аристотель. Политика

Сложилось мнение, будто действительные причины счастья заключаются во внешних благах; но это все равно как если бы причину блестящей и прекрасной игры на кифаре стали усматривать скорее в самом инструменте, а не в искусстве играющего.

Аристотель. Политика

Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.

Высшим благом является счастье, а счастье состоит в совершенной деятельности и применении добродетели.

Аристотель. Политика

Счастье есть деятельность в духе добродетели и совершенное применение этой последней, причем не в условном, но в полном смысле; под условным я разумею необходимое, под полным – прекрасное само по себе.

Аристотель. Политика

Наилучший человек предпочитает наилучшее удовольствие и проистекающее из прекраснейших источников.

Аристотель. Политика

Человеческая порочность ненасытна: сначала людям достаточно двух оболов, а когда это станет привычным, им всегда будет нужно больше, и так до бесконечности. Дело в том, что вожделения людей по природе беспредельны, а в удовлетворении этих вожделений и проходит жизнь большинства людей.

Аристотель. Политика

Блага, за которые бьются люди, достигаются скорее при помощи добродетели, чем порока, и в этом отношении они совершенно правы; но нехорошо то, что эти блага они ставят выше добродетели.

Аристотель. Политика

Мы исследуем не то, кто прав, кто виноват, но что правильно и что неправильно.

Аристотель. Политика

Искать повсюду лишь одной пользы всего менее приличествует людям высоких душевных качеств и свободнорожденным.

Аристотель. Политика